ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета протокол от 17.12.2020г. № 2 УТВЕРЖДЕНО: приказом заведующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 55 от 17.12.2020г. № 35 Положение о наставничестве в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 55 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Настоящее положение разработано с целью организовать системный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольной организации (далее - ДОО) посредством наставничества. Наставничество рассматривается как отношения, в которых опытный или более сведущий педагог помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Наставник - это человек, который передает опыт и навыки. 1.2 Наставничество в ДОО организуется в соответствии с Федеральным законом №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ДО, профстандартами «Педагог» (приказ от 18.10.2013 №544н), «Педагог-психолог (приказ от 24.07.2015) и настоящим положением. 1.3 Основными принципами наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики. 1.4 Действие настоящего положения распространяется на всех членов коллектива ДОО. 1.5 Участие в организации наставничества не должно наносить ущерб основной деятельности ДОО. 1.6 Срок действия данного положения не ограничен - действует до принятия нового положения. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА 2.1 Цель наставничества - оказать профессиональную поддержку начинающим педагогам на этапе освоения новых функциональных обязанностей, минимизировать их психологические трудности и создать условия для максимально быстрого включения в образовательный процесс ДОО. 2.2 Основные задачи: • Обеспечить управленческие, методические, информационные и другие условия для адаптации и эффективного включения в образовательный процесс следующих категорий педагогов: Молодых специалистов; Педагогов со стажем, которые только пришли на работу в данную ДОО; Педагогов ДОО, которые вступают в новую должность; • Ознакомить их с приоритетными направлениями и спецификой работы ДОО, педтехнологиями и методами, которые реализуются в ДОО; особенностями контингента воспитанников; • Совершенствовать знания методики и педагогики на примере работы опытных педагогов ДОО; • Совершенствовать навыки работы с ИКТ в образовательной работе с детьми и взаимодействии с родителями; 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА 3.1 Педагоги-наставники в соответствии с задачами: • Изучают работу вышеуказанных категорий педагогов, выявляют их проблемы и трудности; • Проводят анкетирование с целью выявить их личностные качества, профессиональный уровень, интересы; • Организуют обучение педагогов в следующих формах: стажировка, лекция, семинар-практикум, моделирование и анализ ситуаций, просмотр видеозаписи занятий других педагогов, посещение открытых мероприятий и их анализ, помощь в конструировании дидактических материалов, беседы, дискуссии, психологические тренинги,консультации. 3.2 Наставничество организуется по плану - составной части годового плана методической работы. 3.3 Наставники осуществляют свою деятельность на основании приказа заведующего. 3.4 Деятельностью наставников руководят заведующий и старший воспитатель. 3.5 Заведующий и старший воспитатель выбирают наставников по следующим критериям: • Критерий 1 - наличие знаний и опыта работы, высокий профессионализм, причем уровень знаний наставника должен значительно превосходить должностные компетенции его подопечных; • Критерий 2 - умение легко и доступно передавать свои знания и опыт новичкам; • Критерий 3 - личное желание, чтобы наставничество не воспринималось как дополнительная нагрузка; • Критерий 4 - авторитет в коллективе и влиятельность - наставник должен быть способен оказывать влияние на всех участников процесса обучения; • Критерий 5 - ответственность и организованность. 3.6 Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов. 3.7 Кандидатуры наставников рассматриваются на педагогическом совете ДОО. 3.8 Наставник и подшефный педагог назначаются при обоюдном согласии, по рекомендации педсовета, и утверждаются приказом заведующего ДОО с указанием срока наставничества (не менее 1 года). 3.9 Замена наставника производится приказом заведующего ДОО в случаях: увольнения наставника; перевода на другую работу подшефного педагога или наставника; привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; психологической несовместимости наставника и подшефного. 3.10 За работу с подшефными педагогами наставникам предусмотрено вознаграждение: материальное (стимулирующие выплаты, премии); нематериальные (участие в конкурсе на лучшего наставника; включение в кадровый резерв на руководящие позиции; публичное признание заслуг наставника; награждение почетными грамотами и благодарностями разного уровня). 4. ПРАВА НАСТАВНИКА 4.1 Наставник имеет право: • Самостоятельно планировать работу с подшефными педагогами; • Привлекать к проведению обучения подшефных педагогов старшего воспитателя, зам.заведующего, психолога, социального педагога и других педагогических работников ДОО, готовых транслировать свой опыт работы. Занятия проводят воспитатели с первой и высшей категорией; • Обращаться к администрации с запросом о предоставлении нормативной, статистической, научно-методической документацией; • Оценивать результаты работы подшефных педагогов; • Представлять к поощрению начинающих педагогов за высокие результаты работы; • Выявлять успешный опыт работы среди начинающих педагогов, предлагать транслировать его в ДОО; • Организовывать открытые мероприятия начинающих педагогов. 5. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАСТАВНИКА 5.1 Наставник обязан: • Изучать деятельность начинающих педагогов, выявлять существующие проблемы, ранжировать их по степени значимости для обеспечения качественного образовательного процесса; • Обеспечивать им методическую, информационную и другие виды помощи, обучать в различных формах; • Диагностировать и контролировать начинающих педагогов, коллегиально обсуждать их работу; • соблюдать педагогическую этику. 5.2 Наставник несет ответственность: за качество контрольно-диагностических обучающих мероприятий; степень адаптации молодых и вновь прибывших в ДОО педагогов; улучшение качества образовательной деятельности, которую они организуют; уровень их готовности к образовательной деятельности с учетом специфики ДОО и требований ФГОС; этическое взаимодействие с подшефными педагогами. 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 6.1 Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения педагогическим советом и издания соответствующего приказа заведующего ДОО. После издается приказ о закреплении наставников. 6.2 Изменения вносятся в положение не реже одного раза в 5 лет и утверждаются приказом заведующего ДОО.