Горноуральский городской округ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №55 (МБДОУ детский сад №55) 622926 Свердловская обл. Пригородный р-н,. с. Южаково, ул. Советская д.8а, тел., (3435) 931-663 Е-та11: е1епа.ко1ракоуа.59@таП.ги Принято педагогическом совете Протокол №_1_от «_03_»_09_2022г -Колпакова Е.Д. лстскЙшШЖФ(УЦ! % от «_03 » 09__2022г Приказ № 34 ПОЛОЖЕНИЕ о системе внутреннего мониторинга качества дошкольного образования 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы, устанавливает порядок осуществления системы внутреннего мониторинга качества образования в МБДОУ детский сад №55 (далее - внутренняя система оценки качества образования или ВСОКО), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования), а также, общественное участие в оценке и контроле качества образования. *Под внутренней системой оценки качества образования (ВСОКО) понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным процессом, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов. 1.2. Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13); - «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 1К 1155; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3049-13 (с измен, от 2015 г.) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - Письмо Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования РФ от 31 июля 2012 года № 03-20/н-20 «Об организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении»; - Устав МБДОУ детский сад №55. 1.3. Мониторинг включает в себя сбор информации о дошкольной организации, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития ДО, выполненный на основе указанной информации (далее - сбор, обработка и анализ информации). 1.4. При проектировании ВСОКО в дошкольной организации используются следующие термины: Субъекты мониторинга - юридические или физические лица, осуществляющие процедуру мониторинга качества дошкольного образования. Объекты мониторинга - процессы и результаты деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми. Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности, выражающая степень их соответствия ФГОС ДО (условиям реализации основной образовательной программы (далее - ООП) ДОО) и потребностям ребенка, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе, степень достижения планируемых результатов освоения каждым воспитанником содержания основной образовательной программы. Качество условий - выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в ДОО; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников при организации образовательного процесса. Оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов в стандартизированной форме, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. Критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования; Экспертиза - всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности. 1.6.В качестве источников данных для оценки качества образования могут быть использованы: - результаты посещения НОД и др. мероприятий дошкольной организации; - результаты контрольной деятельности; - результаты анкетирования получателей образовательных услуг; - самооценка и самоанализ деятельности педагогов дошкольной организации; - анализ документации и пр. 1.7. В целях обеспечения информационной открытости отчет о результатах проведенного анализа состояния и перспектив развития дошкольной организации размещается на официальном сайте МБДОУ детский сад №55 в виде итогового отчета. 2. Основные цели, задачи, функции и принципы внутренней системы оценки качества образования 2.1. Целью внутренней системы оценки качества образования является установление соответствия качества дошкольного образования в ДОО федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования. 2.2. Задачами системы оценки качества образования являются: 1) Определение объекта системы оценки качества образования, установление параметров, подбор, адаптация, разработка, систематизация нормативно-диагностических материалов, методов контроля. 2) Сбор информации по различным аспектам образовательного процесса, обработка и анализ информации по различным аспектам образовательного процесса. 3) Изучение состояния развития и эффективности деятельности дошкольной организации, принятие решений и прогнозирование развития; 4) Расширение общественного участия в управлении образованием в ДОО. 2.3.Основными принципами внутренней системы оценки качества образования ДОО являются: • принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; • принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; • принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для широкой общественности; • принцип рефлективности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; • принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); • принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных); • принцип минимизации системы показателей; сопоставимости системы показателей с муниципальными и региональными аналогами; • принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей; • принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в дошкольной организации. 3. Организационная и функциональная структура внутренней системы оценки качества образования 3.1. Организационная структура ДОО, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию ДОО, педагогический совет, рабочую группу мониторинга ДОО. 3.2. Администрация ДОО: • формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО дошкольной организации и приложений к ним, утверждает их приказом заведующего ДОО и контролирует их исполнение; • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование внутренней системы оценки качества образования в ДОО, участвует в этих мероприятиях; • обеспечивает на основе образовательной программы проведение в ДОО контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; • организует систему мониторинга качества образования в ДОО, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне ДОО; • организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; • обеспечивает условия для подготовки педагогов ДОО и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; • обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования; формирует информационно - аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы ДОО за учебный год); • принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3. Рабочая группа мониторинга ДОО: • участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития дошкольной организации; • участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов ДОО; • содействует проведению подготовки работников ДОО и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; • проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развития воспитанников и формирует предложения по их совершенствованию; • готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне дошкольной организации. 3.4. Совет педагогических работников ДОО: • принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования дошкольной организации; • принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; • принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО; • принимает участие в оценке качества и результативности труда работников ДОО, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами ДОО; • содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; • принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в ДОО; • заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с дошкольной организацией по вопросам образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарногигиенического режима в ДОО, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности ДОО. 4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования 4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса ДОО, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.3. Предметом системы оценки качества образования являются: • качество организации образовательного процесса; • качество условий реализации ООП образовательной организации; • качество результата освоения ООП образовательной организации. 4.4. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур оценки качества образования. 4.4.1. Содержание процедуры оценки качества условий реализации ООП ДО образовательного учреждения включает в себя: 1) требования к психолого-педагогическим условиям - наличие системы психолого-педагогической оценки развития воспитанников, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. - наличие условий для медицинского сопровождения воспитанников в целях охраны и укрепления их здоровья; - наличие консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения воспитанников, инклюзивного образования (в случае его организации); - наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ООП, в том числе в плане взаимодействия с социумом; - оценка возможности предоставления информации об ООП семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности; - оценка эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня и т.п.). - динамика состояния здоровья и психофизического развития воспитанников; 2) требования к кадровым условиям - укомплектованность кадрами; - образовательный ценз педагогов; - уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших КПК); - динамика роста количества педагогов, имеющих квалификационную категорию; - результативность квалификации (профессиональные достижения педагогов); - наличие кадровой стратегии. 3) требования к материально-техническим условия - оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; - оценка состояния условий воспитания и обучения в соответствии с нормативами и требованиями СанПиН; - оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности) требованиям нормативных документов; - информационно - технологическое обеспечение (наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения) 4) требования к финансовым условиям - финансовое обеспечение реализации ООП бюджетной образовательной организации осуществляется исходя из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания. 5) требования к развивающей предметно-пространственной среде - соответствие компонентов предметно-пространственной среды реализуемой образовательной программе ДОО и возрастным возможностям воспитанников; - организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с ФГОС ДО (трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность); - наличие условий для инклюзивного образования (в случае его организации); - наличие условий для общения и совместной деятельности воспитанников и взрослых (в том числе воспитанников разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности воспитанников, а также возможности для уединения; - учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. 4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя: - оценку рациональности выбора рабочих программ и технологий; - обеспеченность методическими пособиями и литературой; - эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов; - оценку открытости дошкольной организации для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей; - участие в профессиональных конкурсах разного уровня. 4.4.3. Содержание процедуры оценки качества результата освоения ООП ДО включает в себя: - наличие экспертизы психолого-педагогических условий реализации образовательной Программы; - наличие системы стандартизированной диагностики, отражающей соответствие уровня развития воспитанников целевым ориентирам; - наличие системы комплексной психолого-педагогического диагностики, отражающей динамику индивидуального развития детей; - наличие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; - наличие диагностики показателей здоровья детей; наличие диагностики уровня адаптации детей раннего возраста; уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг ДОО. 4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня результатов деятельности ДОО. 4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики. 5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: - основным потребителям результатов системы оценки качества образования; - средствам массовой информации через публичный доклад заведующего ДОО; - размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте ДОО.